Кассовый аппарат. Продажа и обслуживание ККМ, регистрация в ГНИ ККМ, Кассовые аппараты.

Законодательство.



Rambler's Top100




Rambler's Top100
Яндекс.Метрика




Производители ККМ










ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 1999г. № 10

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"?


В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обес-печения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбит-ражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать судам следующие разъяснения.
1. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 № 5215-1 "О при-менении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно-кассовые машины.
При рассмотрении споров, связанных с применением ответственности за невыдачу чека или выдачу чека с указанием суммы, менее уплаченной, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 7 Зако-на такая ответственность применяется к лицу, обязанному выдать чек покупа-телю (клиенту). По смыслу данной нормы таким лицом может быть либо юри-дическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо физическое (прода-вец, кассир и т.д.) в зависимости от обстоятельств совершения правонаруше-ния.
За другие правонарушения, указанные в части 1 статьи 7 Закона, ответственность несет юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), а не конкретный работник.
2. Судам при рассмотрении споров необходимо иметь в виду, что ответственность, предусмотренная абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона, применяется в тех случаях, когда чек отпечатан контрольно-кассовой машиной, но не выдан покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) либо выдан с указанием суммы, менее уплаченной
3. Исходя из смысла Закона сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги).
В связи с этим судам следует иметь в виду, что Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).
4. При разрешении споров, связанных с привлечением к ответственности за использование неисправной контрольно-кассовой машины (абзац 3 части 1 статьи 7 Закона), судам нужно руководствоваться Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населе-нием?, в пункте 8 которого перечислены признаки неисправной контрольно-кассовой машины.
Вместе с тем отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответст-венность за осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой ма-шины, а не за использование неисправной контрольно-кассовой машины, по-скольку наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению (часть 4 пункта 7 Положения).
5. Разрешая споры, связанные с привлечением к ответственности за осуще-ствление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин (абзац 2 части 1 статьи 7 Закона), следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 2 и 4 Закона контрольно-кассовые машины, исполь-зуемые юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) для де-нежных расчетов с населением, подлежат обязательной регистрации в налого-вых органах. В силу пункта 1, а также подпункта "е" пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин.
Поэтому использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление де-нежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.
6. Частью 2 статьи 2 Закона все предприятия обязаны вывешивать в дос-тупном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейску-ранты на оказываемые услуги).
При разрешении споров судам следует иметь в виду, что данное требование Закона распространяется и на предприятия, включенные в Перечень от-дельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин??.
В связи с этим в случае нарушения указанными предприятиями такой обя-занности к ним могут быть применены штрафные санкции, установленные аб-зацем 5 части 1 статьи 7 Закона?.
7. В соответствии с пунктом 1 Перечня юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Поэтому указанные в пункте 1 Перечня юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.
8. При выявлении факта продажи товаров или иных предметов без приме-нения контрольно-кассовых машин государственными органами, которым в со-ответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях?? пре-доставлено право рассматривать дела по данному административному правона-рушению, индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности на основании статьи 146.5 КоАП.
Споры, возникающие в связи с наложением указанными органами штраф-ных санкций на индивидуальных предпринимателей, подведомственны арбит-ражным судам.
9. Поскольку Закон не регламентирует порядка осуществления производства по делам о нарушениях правил применения контрольно-кассовых ма-шин, арбитражным судам при рассмотрении споров, связанных с применением штрафных санкций, следует руководствоваться содержащимися в КоАП нор-мами о сроках наложения взыскания (статья 38) и сроках давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий (статья 282).
При этом необходимо исходить из того, что в срок, установленный статьей 38 КоАП, должно быть вынесено налоговым органом решение о наложении взыскания, а в срок, определенный статьей 282 КоАП, должно быть предъявле-но в установленном порядке (в том числе судебном) требование о взыскании соответствующих санкций.
10. Поскольку в силу статьи 33 КоАП при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 34 и 35 КоАП), в случае возникновения спора о применении ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин судам надлежит оценивать соответст-вующие обстоятельства, независимо оттого, каким государственным органом ч наложен указанный штраф.
По результатам такой оценки суд может снизить размер штрафных санк-ций по сравнению с указанным в решении либо исковом заявлении государственного органа.
11. В соответствии со статьей 6 Закона налоговые органы обязаны обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования Закона и Положения.
При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что после вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 названного Кодекса. Следовательно, неисполнение указан-ным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основа-нием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответст-вующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного Закона или иного правового акта.
12. Статья 6 Закона обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях. Поскольку Закон не содер-жит специальных требований к форме и порядку составления документа, фик-сирующего совершение правонарушения, судам следует иметь в виду, что факт нарушения требований Закона должен быть зафиксирован в соответствующем акте, при составлении которого должны учитываться требования статьи 235 КоАП.
При возникновении спора о наличии или отсутствии факта нарушения и его характере судам необходимо оценивать и другие представленные сторонами доказательства.


Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ


Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА


 

Назад